Щебнем называется продукт дробления скальных горных пород, полученный путем добычи горной породы в карьере. Материал, полученный путем «грохочения» (способ дробления гранита) перерабатывают в щебень. Его можно получить и в результате дробления валунов и гравия.

Физические свойства щебня, полученного из натуральных каменных материалов: прочность, морозостойкость, лещадность, истинная, средняя и насыпная плотности, водопоглащение и водонасыщение, зерновой состав и форма зерен, активность естественных радионуклидов, т.е. радиоактивность.

Его прочность определяется пределом прочности исходной горной породы при сжатии, уровнем дробимости при сжатии, т.е. при раздавливании в цилиндре и уровнем износа в полочном барабане. Эти данные отражают сопротивление каменного материала при воздействии проходящих по дороге транспортных средств и механические действия на щебень в ходе строительства дорожных конструкций, например, укладка и уплотнение катками.

В зависимости от марки щебень делят на группы: 

  • высокопрочный М1200-1400, 
  • прочный М800-1200, 
  • средней прочности М600-800, 
  • слабой прочности М300-600, 
  • очень слабой прочности М200.

Щебень нормируется по содержанию зерен слабых пород с пределом прочности исходной породы при сжатии в водонасыщенном состоянии до 20 МПа. В соответствии с ГОСТ 8267-93, в щебене марок М1400, М1200, М1000 не должны содержаться зерна слабых пород в количестве более 5%, в щебене марок М800, М600, М400 более 10%, щебене марок М300 и М200 более 15% по массе. 

Самым распространенным считается гранитный щебень с прочностью М 1200. Не так часто, но используется высокопрочный гранитный щебень, его еще называют базальтовым, марка прочности которого М1400-1600. Обычно его используют для производства тяжелых высокопрочных бетонов, в мостовых несущих конструкциях и фундаментах.

Морозостойкость материала характеризуется количеством циклов замораживания и оттаивания. Она рассчитывается оценкой количества циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. В соответствии с морозостойкостью щебень разделяют на марки: F15; F25; F50; F100; F150; F200; F300; F400. 

Значение морозостойкости щебня и гравия устанавливают путем испытаний замораживанием и оттаиванием, а также насыщением в растворе сернокислого натрия, а затем высушивания.

Чаще всего для строительства используют щебень, имеющий марку прочности не менее F300.

Щебнем из горных пород называют зернистый сыпучий неорганический материал с зернами крупностью св. 5 мм, который получают путем дробления горных пород, валунов и гравия, одновременно добываемых вскрышных и вмещающих пород, а также некондиционных отходов горных предприятий, занимающихся переработкой руд (черных, цветных и, редких в металлургической индустрии, металлов) и неметаллических ископаемых аналогичных отраслей промышленности и дальнейшим рассевом продуктов дробления.

Гравием из горных пород называют неорганический зернистый сыпучий материал, имеющий зерна крупностью св. 5 мм, он получается путем рассеивания природных гравийно-песчаных смесей.

Основные фракции щебня и гравия: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смесь фракций от 5 (3) до 20 мм. Показатели морозостойкости щебня и гравия описываются числом циклов замораживания и оттаивания, в процессе которого потери в процентах по массе щебня и гравия не выходят за рамки установленных значений. Также разрешается рассчитывать морозостойкость по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.

Если марки морозостойкости различаются, то морозостойкость нужно рассчитать в процессе испытания замораживанием и оттаиванием.
Морозостойкость упомянутых материалов различают на марки F15; F25; F50; F100; F150; F200; F300; F400.

Перевозить щебень и гравий нужно навалом в транспортных средствах в соответствии с существующими на сегодняшний день правилами перевозки грузов, а также в соответствии с техническими условиями погрузки, крепления грузов , утвержденным Министерством путей сообщения, согласно правилам перевозки грузов водным видом транспорта и автотранспортом.

Хранить щебень и гравий нужно, разделяя их по фракциям и смесям фракций в условиях, которые будут защищать их от загрязнения и засорения. Эти материалы используют в каждом виде строительства, для художественного бетонного литья, из них делают плитки и плиты перекрытия, бетонные блоки и железнодорожные шпалы, мосты, дороги, метрополитены. В дорожных и строительных работах присутствует известковый щебень с фракциями 5-10, 10-20, 20-40, 5-20.

На общественных железных дорогах используется щебень фракции от 25 до 60 мм и от 25 до 70 мм, в основном он служит для балластировки главных путей, а фракция от 5 до 25 мм служит для балластировки станционных и подъездных путей.

© 2010-2016 ООО «Грандсити».

Копирование всего содержимого сайта или его разделов - ЗАПРЕЩЕНО.
Заказать
  1. Телефон(*)
    Укажите телефон
  2. Почта
    Неверный Ввод
  3. Объем в м3
    Неверный Ввод
  4. Наименование
    Неверный Ввод
Обратный звонок
  1. Имя(*)
    Укажите имя
  2. Телефон(*)
    Укажите телефон
  3. Время
    Неверный Ввод